Действительно ли нужен бизнес-план для малого бизнеса?
Казалось бы, смысл понятия «бизнес-план» заложен в самом названии – «планировать бизнес». С практической стороны, это получается всеобъемлющий документ, описывающий сам бизнес, ту среду, в которой он функционирует, и систематизирующий актуальные аспекты намечающегося коммерческого мероприятия.
К определяющим аспектам необходимо отнести следующие пункты:
- Данные о содержании бизнеса и его основных векторах деятельности;
- Предварительная оценка будущего рынка и планируемая доля в нем вашей компании;
- Предполагаемая планка объемов продаж и методы, обеспечивающие эффективное преодоление этой планки;
- Планы по приобретению ресурсов, требующихся для производства конкурентоспособной продукции;
- Квоты по трудовым ресурсам;
- Финансовый план, «переводящий» перечисленные пункты в денежно-материальный эквивалент.
Бизнес-план обязан дать ответы на множество животрепещущих вопросов, поставленных перед предпринимателем на этапе формирования бизнес-идеи.
Выделим только основные:
- Потребности рынка в предлагаемом продукте;
- Прогнозируемые изменения рынка после выхода продукта на рынок;
- Целевая аудитория продукта;
- Конкурентная стратегия;
- Надежные поставщики и необходимое количество ресурсов;
- Предполагаемые расходы на приобретение ресурсов, организацию производства и реализацию продукции на соответствующих рынках;
- Планируемая рыночная стоимость производимого продукта и влияние на неё конкурентов;
- Прогнозируемый индекс эффективности и пути его повышения.
И самый главная задача, ради решения которой, собственно, и составляется столь серьезный документ: «А будет ли прибыль? И в каком количестве? И как она распределится между участниками проекта?»
Вот теперь мы подошли к еще одному важному вопросу: «А кому и зачем так нужен этот бизнес-план?»
Заинтересованные лица
Законы мировой экономики действуют таким образом, что построить качественный высокодоходный бизнес в одиночку практически невозможно. Допустим, на начальном этапе некоторые еще могут обойтись личными ресурсами (прежде всего, финансовыми), но для дальнейшего развития обязательно понадобятся дополнительные инвестиции. И где гарантия, что предполагаемый инвестор (только, если он не родственник или друг) поверит вашим словам о стопроцентном успехе задуманного дела? Профессиональный бизнес-план, как раз и является надежным мостом, соединяющим вас с внешними финансовыми магистралями. Ваши гениальные идеи, доходчиво изложенные в бизнес-плане, должны совпасть с финансовыми возможностями инвесторов или кредиторов, то есть тех людей, которые хотят с меньшим риском вложить свободные деньги и получить наибольшую прибыль.
Но помимо внешнего предназначения такой документ эффективен и для внутреннего пользования. Он нужен потенциальным работникам, при приеме на работу знакомящимся с целями и перспективами компании. Он позволяет избежать ошибок в управлении и становится для действующих сотрудников компании, в особенности, для топ-менеджмента, отличным путеводителем по дороге в мир успешного бизнеса.
Как ни крути, а бизнес-план необходим. С ним на руках воплощение ваших замыслов и их материализация выглядят более реалистичными.
Разновидности и цели бизнес-планов
Общая структура большинства бизнес-планов шаблонна и включает краткое резюме или всесторонне развернутый вариант. В зависимости от цели их составления и области применения объем и состав информации могут существенно варьироваться. Для крупного бизнеса характерна практика скрупулезного бизнес-планирования до мельчайших подробностей. Мелкий (а зачастую, и средний) бизнес особо в детали не вдаются.
Существенные нюансы имеют варианты различной направленности. Например, наполнение бизнес-плана промышленного предприятия значительно отличается от содержимого аналогичного документа для отделения банка или торговой структуры. А наиболее сложным и всеобъемлющим считается корпоративный бизнес-план, в котором нужно не только досконально расписать будущую деятельность вашей компании, но и сделать глубокий анализ её прошлого.
Что касается целей, то они чаще всего такие:
- Необходимость банковского кредита;
- Поиск и привлечение инвесторов (или партнеров);
- Внутрифирменное планирование;
- Презентация бизнес-проекта;
- Предварительная оценка инвестиционного проекта.
«Бизнес-план или пропал»
Нужно ли бизнес-планирование - решать вам. Многие мелкие предприниматели, игнорируя сложности нынешней экономики и не чувствуя дыхания приближающегося кризиса, привыкли действовать больше по наитию, нежели по тщательно спланированным расчетам. Удел таких «псевдобизнесменов» – сводить концы с концами, «гоняя» деньги по кругу без существенной прибавки в обороте. Если же вы мечтаете о стоЯщем капитале, который способен превратиться в настоящий, тогда вам не обойтись ни без инвесторов, ни без стоЯщего бизнес-плана.
И напоследок хочется отметить, что даже в условиях кризиса, по утверждению экспертов из консалтинговых контор, спрос на качественные бизнес-планы не только удерживается, но и имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
© www.bisgid.ru