Сегодня — 6 апреля 2020

Франчайзинг или договор коммерческой концессии

 

У нас в законодательстве между франчайзингом и коммерческой концессией стоит знак равенства. Такой вид отношений позволяет правообладателю расширять охват территорий, не вкладываясь в открытие новых филиалов. А другая сторона меньше зависит от рисков, начиная взбираться по ступеням большого бизнеса под прикрытием известного бренда, работая по проверенным технологиям и всегда получая помощь в ведении дел.

Согласие сторон, как водится, скрепляется договором, но договор франчайзинга может таить в себе нехорошие сюрпризы, если вовремя не проверить каждый пункт. Итак, тонкости и нюансы.

Общие положения договора франчайзинга

  • Правообладателем может именоваться исключительно коммерческая организация или ИП, так как право пользоваться брендом может получить только юридическое лицо.
  • Договор заключается в присутствии обеих сторон, электронный обмен документам здесь невозможен. Общее правило п. 2 ст. 434 ГК РФ в данном случае не действует. Несоблюдение этого пункта делает договор недействительным.
  • Заключенный договор обязательно должен пройти государственную регистрацию в налоговой инспекции.
  • Если по договору к вам переходят права на пользование патентами, товарными знаками и др., обязательна регистрация в патентном ведомстве. Иначе договор тоже будет признан недействительным.
  • После вступления договора в силу, любые изменения и дополнительные соглашения также проходят регистрацию.

Особенности договора франчайзинга

  • Необходимо указывать права, которые переходят во владение к пользователю. Среди них должны фигурировать право на фирменное наименование (коммерческое обозначение) и право на конфиденциальность коммерческой информации.
  • Ссылки на договор, когда дело касается третьих лиц, возможно только после государственной регистрации.
  • Надо указать в документе действия правообладателя, которые необходимы для обеспечения доступа к коммерческой секретной информации.
  • Четкая формулировка сферы деятельности, которой касается договор.
  • Срок действия договора немаловажен. Если срок не указан, то обе стороны имеют право, отправив предупреждение за полгода до разрыва отношений, расторгнуть договор. Учитывая серьезность отношений, подкрепленных этим документом, о сроках лучше думать заранее и не оформлять его бессрочным.
  • Правообладатель должен обозначить в одном из пунктов свое вознаграждение. Обычно первую часть он получает при заключении отношений, а в дальнейшем проценты от выручки, которые должны быть четко прописаны.

Выбрав франчайзинг в качестве своего дела, особо въедливо вчитывайтесь в пункты договора, которые вам будут предлагать правообладатели. Ваши взаимоотношения должны быть партнерскими, а подчиненными. Кстати, не забывайте, что правообладатель далеко не всегда производитель товара, который вы намерены взять под свое крыло, он часто бывает просто успешный бизнесмен.


Скользкие пункты договора коммерческой концессии

  • Требование неконкуренции. Правообладатель оставляет за собой возможность открывать торговые точки там, где пожелает и заключать договора на территории пользователя.
  • Попытка заставить субарендовать помещение у правообладателя.
  • Обязательство покупать товары только у правообладателя и его соратников. Даже тогда, когда есть возможность приобрести точно такой же товар на стороне.
  • Пункт, гласящий, что все судебные споры будут решаться по месту расположения правообладателя, в его районных учреждениях.
  • — Попытки вытребовать деньги в рекламные фонды без четкого описания расходов.

Заключая договор, надо учитывать все возможные препоны, которые сулит будущее, и заранее оговаривать выход из острых ситуаций. К примеру, как быть, если правообладатель сменит наименование или прикроет одну из товарных линий. Или же одна из сторон пожелает разорвать договор. Чем полновеснее ваш договор, тем успешнее и крепче бизнес.

Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru — «Бизнес GiD»

 
 
 
 
Советуем прочесть схожие статьи:
 
Реклама
Оценить сайт