Торговый франчайзинг
Франчайзинг завоевывает на территории России и СНГ все большое доверие и популярность. Собственно, в Америке по принципу франчайзинга работает добрая половина предприятий малого и среднего бизнеса.
История торгового франчайзинга
Торговый франчайзинг, о котором здесь пойдет речь, полноценно оформился в 60-е годы ХХ века с легкой руки владельца предприятия «Зингер». Именно таким образом он стал распространять швейные машины, известные ныне всему миру. Подвигло компанию на такое решение то, что американские домохозяйки очень вяло покупали новую продукцию и скептически относились к усовершенствованиям швейных машинок. Для поднятия продаж срочно требовался какой-то выход, помимо создания торговых точек по всей стране. И выход был найден. Руководство приняло решение продавать право на торговлю и обслуживание другим компаниям, близким по интересам. Само собой, закупки шли по оптовым ценам, тогда как впоследствии, на прилавках, продукция выставлялась с наценкой.
Принцип подобных отношений оказался весьма логичен и удобен. И вот уже не первое десятилетие одним из самых востребованных видов франчайзинга является товарный, дающий право на продажу готового продукта. При таких взаимоотношениях франчайзером становится производитель, который оптом продает свой товар франчайзи. Эта фирма и берет на себя впоследствии послепродажное обслуживание клиентов. Кроме того, она подписывает договор, который обязует ее не продавать продукцию конкурентов франчайзера.
Право заниматься франчайзингом имеют только те компании, у которых есть имя и запатентованная торговая марка.
Иногда сам франчайзер берет на себя обязанность частично или целиком оплачивать гарантийное обслуживание или вкладывается в рекламу.
От потенциального франчайзи часто требуется специализация на реализации тех товаров или услуг, права на которые он желает выкупить.
Итак, товарный франчайзинг являет собой отношение сторон в торговой сфере, где одна сторона передает, а другая получает право на продажу товара с определенным брендом, который является собственностью франчайзера. При этом оговариваются и территориальные ограничения по распространению.
Есть два вида торгового франчайзинга
- Продажа товара самого производителя и любой продукции, отмеченной его товарным знаком. Франчайзи обычно специализируется на рознице, имея постоянный контакт с потребителями. Товар может быть передан как через самого франчайзера, так и через посредников. Эта схема рассчитана на расширение сбыта товара и широкий географический охват. Сам товар, узнаваемый, не нуждающийся в дополнительной рекламе, всегда пользуется спросом и уважением. Главное отслеживать его ассортимент, а также соблюдать единообразие сети и ее фирменный стиль.
- Продажа осуществляется не от производителя, а от компании, у которой наработаны долгосрочные деловые связи с разными поставщиками. Она получает товар от разных поставщиков. Подобная схема удобна тогда, когда нет выхода на самого изготовителя товара.
Такие отношения для начинающих предпринимателей могут стать путевкой в большой бизнес, так как, несмотря на ограничения, дают возможность начинать деятельность под охраной серьезного бренда.
Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru — «Бизнес GiD»