Кадры предприятия "решают всё" ?
Стратегический успех команды во многом зависит от того, каким образом создается и функционирует организационная структура, проще говоря – команда. Ведь во многом именно от коллектива зависит успешная деятельность организации в целом.
Команда – тщательно подобранный, легко управляемый коллектив с высокой самоорганизацией, который моментально реагирует на любые рыночные изменения и действует как единое целое.
Для формирования эффективной команды необходимо чтобы каждый из ее участников четко осознавал единую цель, поставленную перед коллективом. Вместе с тем был ответственен за коллективный результат в целом, а не только за свой участок работы.
Каждый член коллектива должен прогрессировать в своей сфере деятельности, обладать не только универсальными знаниями, но и расширять познания из энциклопедических источников, совершенствовать свои трудовые навыки. Для того, чтобы при необходимости, он мог помочь менее квалифицированному сотруднику и подсказать выход из затруднительного положения. Постоянное взаимодействие с другими участниками коллектива ведет к полной гармонии в работе организации.
Управление командой ведется коллективным образом. Руководитель команды координирует весь процесс деятельности и представляет интересы всей команды извне.
Обязательным условием для достижения высоких результатов любого предприятия является создание эффективно действующей команды. Из этого следует, что к процессу подбора сотрудников необходимо подойти творчески и ответственно. Требуется разработать комплекс требований к претендентам, которые будут сформированы из тех навыков, которые необходимы для определенной должности.
Следует сразу определить источники поиска персонала. Существуют внешние и внутренние источники.
1. Внешний источник поиска – это все те претенденты на должность, которые ранее не были связаны трудовыми договорами с предприятием.
В данном случае средствами привлечения могут стать:
- реклама в прессе о приеме на работу;
- объявления через специализированные кадровые агентства, трудовые биржи, занимающиеся трудоустройством персонала;
- размещение объявлений в высших учебных заведениях, колледжах, профессиональных лицеях;
- приглашение родственников и знакомых сотрудников предприятия.
2. Внутренние источники поиска персонала – это все сотрудники данной организации, которые потенциально могут претендовать на другие должности, исходя из своей квалификации и уровня знаний.
Средствами привлечения внутри организации могут быть:
- внутренние информационные средства продвижения информации, на которых размещаются объявления о вакансиях фирмы;
- резервные кадры на повышение;
- приглашение выпускников специализированных учебных заведений, продолжить работу после прохождения практики;
- приглашение сотрудников из других подразделений;
- предложение одновременного совмещения нескольких должностей одним работником.
Необходимо помнить, что существуют как преимущества, так и недостатки у внешнего и внутреннего источника набора персонала.
При подборе персонала (из уже имеющегося коллектива) личностные качества и знания сотрудника уже хорошо известны. Использование его лучших качеств на новом месте может быть намного эффективнее, в тоже время следует помнить о межличностных отношениях, которые могут нести конфликтный характер вследствие передвижения коллеги по служебной лестнице.
При выборе сотрудника из внешних источников можно не беспокоиться о возникновении недовольства внутри организации, но надо помнить о том, что пройдет намного больше времени, для того чтобы сотрудник адаптировался, и его работа стала действительно плодотворной.
Для эффективной деятельности предприятия необходимо совмещать внутренние и внешние источники поиска персонала. Специалисты не могут быть универсальными и подходить для решения любых вопросов, возникающих в организации.
Следующий этап — прием на работу. Для того чтобы понять подходит претендент на требуемую вакансию или нет, необходимо изучить не только резюме будущего коллеги, но и в личной беседе постараться выяснить его психологические качества, которые могут существенно влиять на деятельность организации.
Потребуется выяснить:
- основную профессиональную деятельность и интересы;
- причину смены места работы;
- цели, поставленные работником при поиске работы;
- инновации, которые может предложить кандидат на новом месте;
- ожидания от предстоящей работы;
- какая работа подходит больше для душевного комфорта (работа с документами, на компьютере или с людьми);
- ожидаемую заработную плату на новом месте;
- способы повышения своей квалификации;
- способы построения взаимоотношений с коллегами и бывают ли трудности в общении;
- вопросы о личной жизни работника.
В заключение беседы необходимо спросить о возникших вопросах, которые касаются нового места работы. В процессе интервьюирования следует проводить анализ жестикуляции, внешнего вида, поведения, культуры речи, умения слушать и задавать вопросы, активности и заинтересованности. Данные наблюдения помогут сделать комплексное заключение в процессе принятия решения при найме нового сотрудника.
Эффективность работы сотрудника во многом зависит от стиля руководства предприятием, его отношения к коллективу, иерархии ценностей, сложившейся на фирме. Следует ознакомить его с системой оплаты труда, графиком работы, предоставляемыми социальными услугами. Необходимо ответить на возникшие вопросы со стороны работника, связанные с оценкой производительности труда; помощью, которая может потребоваться от коллег; нормами в межличностных отношениях; достижениями и ошибками в работе (и последствиями таких результатов); негласными правилами поведения на рабочем месте и в коллективе. Можно предоставить информацию и на другие вопросы, касающиеся его будущего места работы.
Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD» — по материалам Энциклопедии начинающего предпринимателя.
© www.bisgid.ru