Заплата прячется в тени
Российские реформаторы проявляют крайнюю изобретательность для вывода нашей экономики на «свет белый» и построения схемы, соответствующей правильным западным стандартам. Но эффект от вводимых мер далеко не всегда соответствует прогнозируемым ожиданиям и может таить в себе подводные камни. Взять, к примеру, налоговую реформу, регламентирующую новую сниженную ставку (24%) налога на прибыль. Данное положительное нововведение запросто может привести в итоге к обратному отрицательному эффекту: доходы компаний станут «белыми», в тень уйдут зарплаты.
В чем здесь связь? Все очень просто: грамотный подход к ведению бизнеса подразумевает оптимизацию расходов и снижение издержек. Среди последних, числится заработный фонд персонала и, что немаловажно – сопутствующие выплаты. Сегодняшний работодатель обременен единым социальным налогом, распределяющимся между тремя внебюджетными фондами: Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования. Интересно, что ставка данной выплаты составляет 36,1% от зарплаты сотрудника. Так, исходя из простых цифр, и изыскивается возможность для маневра. Совсем не платить зарплату нельзя - Трудовой кодекс четко определяет обязанности работодателя. Поэтому, в действие вступает следующий механизм: устанавливаем оклад, равный минимальному размеру оплаты труда, а оставшуюся сумму оформляем, как дивиденд, премию, страховку, подойдет любой другой вариант, главное избежать наименования «зарплата». Вознаграждение, таким образом, будет выплачиваться из прибыли и попадать уже не под действие социального налога, а под действие налога на прибыль, ставка которого теперь значительно ниже. Чем не способ уменьшить расходы компании? Интересно, что данная схема даже не нанесет урона бюджетным поступлениям, потому что подоходный налог распространяется на любые выплаты. А вот внебюджетные фонды определенно недосчитаются львиной доли доходов.
Можно ли предотвратить переход зарплат на «серую территорию»? Специалисты утверждают, что это вполне осуществимо, если пересмотреть ставку единого социального налога в сторону понижения. Необходимо понимать, что все искусственные приемы, действующие в обход «белых» выплат, стоят определенных средств. Уменьшение налоговой ставки никак не скажется на расходах по обслуживанию таких схем. В итоге незначительный выигрыш просто не будет стоить усилий, затрачиваемых на организацию теневых манипуляций. Работа по «белой» схеме – это к тому же самое верное средство избавления от головной боли и возможными проблемами и сложностями, связанными с «серыми» и «черными» сценариями. Подробно о схемах заработной платы
«Обелению» зарплат может поспособствовать и еще один прием, нуждающийся на сегодняшний день в законодательном оформлении. Необходимо понимать, что снижение единого социального налога не должно уменьшать ранее установленной цены на труд персонала. Иначе говоря, расходы фирмы на отдельного сотрудника при введении смягчающей налоговой меры не могут банально сократиться, ведь трудозатраты не обесцениваются. Очевидно, уровень зарплат должен вырасти в соответствии с реально действующей стоимостью работника. Как показывает практика, в России сотрудник зачастую видит расходы фирмы в свой адрес исключительно в рамках заработных выплат. Подобное мнение определенно является заблуждением. В развитых странах практикуется совершенно другой подход – обязательства перед внебюджетными фондами несут обе стороны (наниматель и сотрудник) на равных условиях. В этом случае работник более адекватно представляет себе свою актуальную стоимость на рынке труда.
Предложение по снижению ставки единого социального налога может встретить скептическую оценку. Ведь данная мера приведет к естественному сокращению поступлений в бюджет. Однако, это только на первый взгляд неприемлемо. На самом деле надо просто пересмотреть рабочую схему формирования пенсионных фондов. Снижаем предположительно ставку социального налога на 14%. Другие 14% отдаем в Пенсионный фонд. Остается решить проблему источника базовых пенсий. Как вариант, можно привлечь дополнительные средства из акцизных платежей, повысив на них ставку. Нефтегазовый комплекс при этом не отягощается новыми расходами. Увеличенные платежи по акцизу компенсирует экономия, получаемая в результате уменьшенных взносов по единому социальному налогу.
Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD» — по материалам Энциклопедии начинающего предпринимателя.
© www.bisgid.ru