То, что на бесплатно распространяемых СМИ можно неплохо зарабатывать, давно не тайна. Но для того чтобы создать новую радиостанцию нужно сначала найти свободный формат, которых остается все меньше. Практически в каждом регионе представлены все возможные жанры и стили. К тому же для того чтобы открыть ФМ радио нужен немалый инвестиционный капитал, особенно если планируется создавать собственные программы, а не просто заниматься ретрансляцией.
Но этот бизнес отличается высокой рентабельностью и влечет своей креативность. Как бы ни был важен финансовый расчет, возможность в своей работе соприкасаться с прекрасным, интересным и содержательным привлекает многих инвесторов. Давайте познакомимся с примером бизнес-плана, из которого видно, сколько стоит открыть радио и что для этого требуется.
В результате реализации данного проекта инвестором будет открыто радио в городе Барнауле под брендом "Бизнес". Согласно плану, радиостанция будет транслировать столичный радиоканал, а также готовить собственные программы о бизнесе. Постепенно собственных продуктов будет становиться все больше.
Радиостанция "Бизнес" должна рассказывать барнаульцам о бизнесе и экономике. Новые идеи, прогнозы, аналитика, инвестиции - все это станет предметом внимания ведущих. Вначале работы вещание будет посвящено главным образом бизнесу в России. Но по мере появления собственных программ все больший уклон будет делаться на регион и город. Если непредвиденные обстоятельства не помешают, и бизнес-план радиостанции реализуется в полном объеме, то уже через 6 месяцев число программ начнет расти.
Несмотря на обилие радиостанций в Барнауле, радио для предпринимателей все еще нет. Поэтому конкурентов на рынке не имеется. При этом федеральные теле- и радиоканалы, которые можно найти в интернете, рассказывают о бизнесе в условиях Москвы и Московской области, что совершенно не подходит для сибирского города, численностью 600 тыс. человек. Опросы подтверждают предположение о тот, что передачи о бизнесе в условиях регионального рынка будут востребованы.
Закон устанавливает, что доля рекламной информации в эфире не должна превышать 1/20. Договор ретрансляции предписывает не более 8 минут рекламного времени в программах ретранслируемого канала. Время собственного вещания будет составлять 2 часа в сутки. Средний чек на рекламу в регионе составляет 3 тыс. рублей. Исходя из этого и средних показателей по отрасли, можно заработать в год 3 900 тыс. рублей. Данный бизнес план радиостанции рассчитан, исходя из 2 часов эфирного времени, отведенного под собственные передачи.
Реклама для радиостанции необходима. Для продвижения будут использоваться все возможные носители: буклеты, местные газеты, щиты, местные телеканалы, интернет. И, конечно же, потребуется свой сайт. Ориентировочные затраты на проведение компании составят 150 тыс. рублей. Для привлечения аудитории в первых передачах будут проводиться конкурсы, позволяющие слушателям выиграть небольшой приз.
Начинать открытие радиостанции следует с оформления документов. Процесс это длительный. Нередко он растягивается на полгода-год. Формальная часть включает в себя следующие этапы:
1. Регистрация юридического лица.
2. Регистрация СМИ. Для работы на региональном рынке следует подать документы в территориальное отделение Росохранкультуры. Но прежде чем обращаться в ведомство необходимо заплатить госпошлину.
3. Разработка частоты. В нашем случае в городе есть свободные частоты, несмотря на то, что радиостанций в Барнауле не очень много, как следствие нам не придется тратить долгие месяцы в ожидании на разработку новой частоты.
4. Получение лицензии. К этому моменту уже должен быть готов расчет охвата населения.
5. Получение лицензии на услуги связи в Россвязьнадзоре.
6. Присвоение радиочастот, для чего необходимо обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в Россвязи. Позднее с разрешением этого ведомства нужно будет получить свидетельство в Россвязьнадзоре.
7. Экспертиза проекта радиостанции при условии, что использоваться будет передатчик мощностью от 100 Вт.
8. Уведомление Россвязьнадзора о начале и завершении строительства объекта связи.
Далее нужно будет приступить к поиску подходящего помещения для аренды. 40 м2 нам достаточно для начала работы. Обойтись меньшей площадью будет сложно, поскольку для радиовещания необходимо довольно громоздкое оборудование. Его стоимость составляет более 1 500 тыс. рублей. Также следует закупить недорогую мебель.
Первое время на радиостанции "Бизнес" будут работать 15 человек. По мере наращивания производства собственных программ число сотрудников планируется увеличивать. В самом начале нам потребуются:
Затраты 1 года:
Итого: 2 260 тыс. рублей.
Таким образом, бизнес на радиостанции окупится через полгода работы. Но этот период критичен. Если, несмотря на рекламную компанию, за первые 6 месяцев не удалось привлечь аудиторию, то шанс исправить положение близок к нулю. В этом случае разумно прекратить бесплодные попытки и продать оборудование, что вкупе с рекламными доходами позволит возместить значительную часть вложений.