Весь 2014 год российский автомобильный рынок находился в депрессивном состоянии. Сухие цифры говорят о, казалось бы, незначительном снижении продаж – всего 11%. Однако этот показатель мог оказаться куда большим, если бы не некоторые временные, стимулирующие рост факторы. К примеру, одним из таковых можно считать бум, произошедший в конце 2014 года, когда на волне резкого падения курса рубля относительно американской валюты россияне и многие жители соседних государств кинулись покупать «неожиданно» подешевевшие авто российской сборки.
Сегодня, в самом начале 2015-го этот бум сошел на нет, поскольку автопроизводители и многочисленные дилеры, наконец, пересмотрели свои цены. Что же ждёт автомобильный рынок России в 2015 году, каковы прогнозы экспертов, какими будут цены на автомобили, и какие ожидания превалируют у основных игроков рынка?
В ушедшем году правительство прикладывало усилия для оживления внутреннего автомобильного рынка. Программа утилизации, которую было решено продлить и на год текущий, дала заметный толчок к росту и, возможно, сыграет свою роль в 2015 г. И всё же, пока не известно, компенсирует ли она тот рост цен на автомобили отечественной сборки, который произошел из-за почти вдвое подорожавшего доллара.
В действительности, простейшая новая легковушка теперь стоит не меньше миллиона рублей, и именно это заставляет экспертов говорить о том, что планка в 2 млн. проданных авто в год в 2015 году покажется недостижимой. Наконец, в «Автостате» приводят еще более пессимистичные прогнозы: не более 1,5 млн. машин. В качестве весомого довода они называют более жесткую политику банков, которые резко сократили объемы кредитования и физических, и юридических лиц. Будет ли стоимость автомобилей в 2015 году расти? На этот вопрос большинство аналитиков отвечает утвердительно.
Переживающий серьезное снижение в сегменте новых легковых и новых коммерческих транспортных средств, автомобильный рынок России в 2015 году способен продемонстрировать рост только по продажам авто с пробегом. Даже сложный во всех отношениях 2014-й отметился ростом этого сегмента на 4%, показав объем в 6 млн. перерегистрированных транспортных средств. Фактический обвал рубля сделал предложения подержанных авто крайне привлекательными, и можно ожидать, что владельцы «лежалого» товара не будут взвинчивать цены подобно дилерам, поэтому обязательно найдут тех, кто еще не успел вложить свои сбережения на фоне общей финансовой паники.
В настоящий момент стоит ожидать дальнейшего снижения объемов продаж автомобилей российской сборки, к тому же многие иностранные производители, построившие собственные сборочные производства в нашей стране, уже анонсировали снижение загрузки своих конвейеров практически вдвое. Неизбежными станут и сокращения рабочей силы: группа Volkswagen уже заявила о приостановке работы своего калужского предприятия. Как результат, прогноз на 2015 год от аналитиков звучит, подобно приговору: автомобильный рынок России сократится на 10%, импорт - на 25%.