Маркетинговый раздел, раскрывающий предполагаемые пути развития предприятия, занимает в структуре бизнес-плана далеко не последнее место. Мало вовремя уловить креативную бизнес-идею, надо найти пути для ее осуществления и превратить ее в реальность. Для этого и существует маркетинговый бизнес-план.
Он призван показать пути к увеличению прибыли и отследить нынешнее положение дел в фирме. Сюда входит прогноз количественного сбыта продукции, ценовые категории, приток новых покупателей, разработка рекламных компаний и многое другое. Базой для этих расчетов служат маркетинговые исследования. Уже ранее говорилось, что маркетинговые исследования бывают количественные и качественные. Одни позволяют оценить емкость рынка, другие – предлагают методы альтернативных решений по продвижению товара на рынке.
Маркетинговый раздел бизнес-плана должен ответить на ряд вопросов:
Цели и стратегии маркетинга
Самый первый пункт плана, задающий тон и указывающий конечную цель. Здесь формулируется общая целевая стратегия предприятия, затем по каждому виду продукции составляется детальный план ее распространения. Особый акцент делается на такие понятия, как ассортимент, конкуренция и рынок потребителей. Эти понятия взаимосвязаны, ассортимент напрямую зависит от потребностей клиентов и упущений конкурентов.
Ценообразование
Цены всегда основываются на трех китах — издержках, спросе
или конкуренции. В первом случае предприниматель определяет исходную цену товара с учетом издержек, накладных расходов и обслуживания, затем добавляет желаемый процент прибыли. Во втором случае, цена вычисляется с учетом средней рыночной стоимости. В третьем случае цена может быть как выше, так и ниже рыночной стоимости, в зависимости от готовности потребителей платить по счетам.
Отдельно следует просчитать, насколько цены помогут продукции выйти на рынок; удержат ли свое место на рынке в условиях конкуренции;
обеспечат ли прибыль.
Схема распространения товаров
Распределение и сбыт продукции держатся на: транспорте, хранении и контактах с потребителем. Продукция от производителя по каналам сбыта отправляется к потребителю. Здесь необходимо определить способы сбыта, выбрать подходящие каналы, установить часы работы и продумать другие детали. Отдельно надо прикинуть количество требуемого персонала, условия хранения вашей продукции (при необходимости), транспортировку.
Методы стимулирования продаж
Методы стимулирования включают в себя различные рекламные акции, призванные привлечь внимание к вашей продукции. Это могут быть как системы скидок и льгот, так и грамотное оформление витрин и рекламных буклетов. Собственно, сюда входит реклама, деловые встречи и акции всех видов и направлений.
Организация послепродажного обслуживания клиентов
Сервисное и гарантийное обслуживание клиентов. Это могут быть как сервисные центры при магазинах, так и небольшие ремонтные мастерские или же мастера, приходящие на дом клиента по вызову. Требуется сервисное обслуживание для установки приобретенной техники, оборудования или же при ликвидации технических неполадок. Ваша задача определиться с типом набора услуг, его стоимостью и качеством. Наметить каналы получения запасных деталей для товара. Также, к послепродажному обслуживанию относится и организация службы телефонной техподдержки.
Реклама
Продумать рекламную компанию, определиться затратами, со вкусами потребителя и согласно проведенному исследованию подобрать самый подходящий набор рекламных средств и проектов, призванный познакомить с вашим товаром и уверить общественность, что именно ваша продукция ей просто необходима.
Формирование общественного мнения о фирме и товарах
Собственно, преследует рекламные задачи. С использованием средств партизанского маркетинга, таких как социальные сети и другие общественные места, создается положительное мнение о фирме и ее товаре. Для этого обращаются и в печатные СМИ, и на телевидение, проводят пресс-конференции, осуществляют торговые презентации.
Маркетинговый раздел бизнес-плана должен быть четко продуманным, логически выстроенным и жизнеспособным, потому что именно он показывают значимость вашего предприятия. Он будет полезен не только как презентация вашей идеи, но и для личных нужд, потому что помогает установить порядок действия и задаться вопросами, которые раньше не попали в ваше поле зрения.
Автор: Марго Зингер
© www.bisgid.ru - «Бизнес GiD»