Как открыть свое дело, начать свой малый бизнес - от теории к практике

Как и где искать персонал?

Вопреки распространённому мнению, кадры не решают ничего. Всё решает руководитель. Если, конечно, он хочет, чтобы его предприятие развивалось, расширялось, приносило прибыль и занимало устойчивое положение в определённом сегменте рынка. Когда начинают решать кадры, начинает хромать трудовая дисциплина со всеми вытекающими последствиями. Поэтому подбор персонала – важнейший этап становления любой компании, даже если она состоит из нескольких человек. Особенно это касается предприятий малого бизнеса, так как в этом случае практически невозможно задействовать системы управления, разработанные для крупных корпораций. Там другие финансовые потоки, более широкие возможности замены одних сотрудников другими и т.д. Кроме того, на малых предприятиях совсем другая иерархия подчинения, нежели, к примеру, на заводе с многотысячным коллективом.

Независимо от выбора товаров или услуг, предлагаемых начинающей фирмой, будь то автосервис, салон красоты или небольшое кафе, первым и главным критерием отбора персонала является соответствие сотрудника порученной работе. Запомните раз и навсегда: модные в обиходе кадровых агентств критерии – как-то     «коммуникабельность», «креативность» и прочая «стрессоустойчивость» – не имеют ничего общего с действующим трудовым законодательством. Критерий тут один – соответствие занимаемой должности. Есть простое правило: «Нет такой профессии как „хороший человек“. Коммуникабельный обаятельный бухгалтер при недостаточной профессиональной подготовке годится только для корпоративных выездов на природу. Но до них Вы „доедете“, скорее всего, ещё не скоро, поэтому, создавая ЧП или ООО, руководствуйтесь уровнем профессиональной подготовки будущего сотрудника. Прямой связи между качественным выполнением трудовых обязанностей и характером не существует, поэтому психологические критерии подбора персонала оставьте на будущее. Исключение составляют должности, требующие непосредственной работы с клиентами.

Ваш персонал – важнейший актив, требующий существенных затрат, поэтому определите для себя сразу, какие именно задачи нужно будет решить. Поэтому ещё раз подсчитайте свои финансы, прикиньте, какому количеству людей Вы готовы регулярно платить зарплату, а с кем можно будет заключать срочные трудовые договоры. Определите виды работ, связанные с Вашим бизнесом, специфику каждого из них, конкретные обязанности для каждого будущего сотрудника. Открывая фирму, специализирующуюся, скажем, на квартирных переездах, Вам нужны будут не только водители, грузчики и менеджер по работе с клиентами, но и обязательно потребуется человек для ведения бухгалтерской отчётности и уборщица для поддержания порядка в офисе. Затем нужно определиться с требуемым уровнем квалификации для выполнения каждого вида работы. Как правило, основные требования касаются уровня профессиональной подготовки, стажа работы, образования, умения вести переговоры и т.д. Далее, в зависимости от специфики компании, следуют физическое состояние, близость места жительства к месту работы, иногда – внешность. Но, выбирая между голливудской улыбкой и умением считать выручку, отдавайте предпочтение второму.

Итак, цели ясны, задачи определены. Остаётся набрать сотрудников. Вопрос – где? Практика показывает, что первый импульс обзвонить всех знакомых и набрать команду из „проверенных“ людей, ничем хорошим впоследствии не оборачивается. Не устраивайте на своё предприятие родственников, приятелей и пр., если не хотите однажды услышать: „Свои люди – сочтёмся“, или что-то    в этом роде. К тому же друзей тяжело увольнять, если они не справляются с поставленной задачей, или вдруг увольнение станет необходимостью, к примеру, в случае ликвидации предприятия.

Второй путь – обратиться в службу занятости или надёжное кадровое агентство. Спрос на рабочие места сейчас в разы превышает предложение, так что проблем с наймом работников, в принципе, не будет. Если готовы оплатить услуги нанятого по договору менеджера по персоналу, поставьте эту задачу перед ним. Если нет – придётся подбирать кадры самостоятельно.

Можно посоветовать обратить внимание на людей, активно ищущих работу. Ситуация на рынке труда сейчас в этом смысле более чем благоприятная, по крайней мере, для работодателя. Финансовый кризис ударил не только по многочисленному „офисному планктону“, но и по высококлассным специалистам, которых „оптимизировали“ на прежнем месте работы в целях экономии фонда заработной платы или в силу личных причин, касающихся взаимоотношений начальника и подчинённого. Такие люди, как правило, не сидят, сложа руки – активно рассылают резюме, размещают, где только можно, объявления о поиске работы. Просмотрите объявления, созвонитесь…

Если уж считаете нужным кому-то    отдать предпочтение – выбирайте семейных. Они, в большинстве своём, намного крепче держатся за рабочие места, чем холостяки. Не отвергайте людей, возраст которых кажется Вам „неподходящим“ (их преимущества – опыт или более умеренные амбиции, в том числе и по оплате труда). Продавать мороженое или расчищать дорожку перед офисом вполне могут студенты или пенсионеры. Отдельная статья – приём на работу женщин, имеющих детей. Многие работодатели стараются держать молодых мам на расстоянии от своего бизнеса, и совершенно напрасно. На тех должностях, которые не требуют постоянного присутствия в офисе, вполне можно заключить договор с бухгалтером, находящимся в декретном отпуске. Вообще практиковать гендерные критерии при найме на работу уместно лишь там, где работа требует приложения физической силы. А кто будет ретушировать фото в Вашем фотосалоне – Елена или Пётр – абсолютно неважно, разумеется, при качественном выполнении должностных обязанностей.

Занимаясь самостоятельным подбором персонала, купите или скачайте Трудовой кодекс. Это – Ваша „Библия“ на ближайшее время. В случае каких-либо нарушений более опытный в этом смысле сотрудник запросто обратится в суд, а трудовые споры в большинстве случаев решаются в пользу работника.

И последнее – не бойтесь ошибиться. Во-первых, уволить никогда не поздно, а во-вторых, на хороших предприятиях „текучка“ — явление редкое. 

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
© www.bisgid.ru

 
 
 

Метки к статье: персонал,  сотрудник,  поиск 

Постоянная ссылка на статью: http://bisgid.ru/uprav/personal/kak_gde/
www.bisgid.ru