Как открыть свое дело, начать свой малый бизнес - от теории к практике

Сотрудник-вор. Что делать?

Вы когда-нибудь задавались вопросом о степени своей устойчивости к присвоению того, что «плохо лежит»? Задумались? И какой ответ вы получили? То-то же…

Современная статистика подтверждает истину, озвученную еще в писании: «Человек – существо слабое и подверженное пороку». Всего 10% населения пытаются опровергнуть писание, и патологически честны. Ни какие обстоятельства не заставят их взять чужое. Столько же процентов людей придерживаются противоположного кредо – воровать несмотря ни на что. А подавляющее большинство (около 80% населения) склонны к воровству в случае представившейся возможности. Кто-то пойдет на это в результате долгих переговоров со своей совестью, кто-то быстро найдет уважительную причину, а кто-то просто не посчитает это отклонением от моральных и этических норм.

Будьте готовы к тому, что большинство ваших сотрудников – потенциальные воры. Перейдя к языку математики, можно вывести формулу для определения склонности к воровству персонала вашей фирмы: А/В >/< C/D, где

Если левая сторона выражения окажется больше правой, то результат неутешительный - воровать ваши сотрудники непременно будут. Если наоборот - то вам повезло, и механизм трудовых отношений на вашей фирме работает правильно.

Попытаемся «залезть работнику в душу» и разобраться в мотивах хищений. Ворующих сотрудников можно поделить на две категории: кто делает это осознанно и кто «идет на дело» неосознанно.

Случаи неосознанного воровства не регулярны. Их основные причины можно сформулировать тремя словами: «подставили», «заставили», «случайно». Подставить или заставить человека украсть крайне сложно, и случается это редко. Случайные кражи - явление более частое, с причинами совершенно банальными:

Более интересны с точки зрения разнообразия и психологии случаи осознанного воровства. Их также разобьем на две группе: ненаказуемые и наказуемые.

К первой группе отнесем людей, уверенных или уверяющих себя в том, что их попросту не накажут. На самом деле они просто не могут не поддаться искушению.

Основная часть таких краж совершается, потому что что-то «плохо лежало». Здесь вина, в большей степени, ложится на собственника, который дал повод для воровства заведомо падкому к этому человеку. Ну, скажите, как пройти мимо «бесхозной» бухты медного кабеля, вторую неделю мешающейся под ногами, если в ста метрах от проходной находится пункт приема цветного металла? Усиление контроля сотрудников и удаление источников искушения – вот что поможет избавиться от подобных краж.

Реже встречается мотивация украсть то, что заведомо является ничьим. Такой вид хищений характерен для государственных корпораций и компаний с «заочным» руководителем. Решение проблемы кроется в более частом и тесном контакте с персоналом, дабы тот не забывал, кто в доме хозяин.

Еще одна причина в этой группе – работа на сторону или «калым». Ее возникновение напрямую зависит от желания сотрудника подзаработать и наличия системы подавления калыма. Постарайтесь найти способ, чтобы сотрудник был заинтересован в развитии новых идей больше, чем поиске им лазеек для «левых» подработок.

С ненаказуемым «эшелоном» проще. Здесь можно найти дополнительные резервы для решения проблемы хищений.

Людей из второй группы отучить от воровства гораздо сложнее. Они преднамеренно идут на воровство, прекрасно осознавая наказуемость их действий.

Наиболее вероятной причиной выступает месть, рожденная недовольством политикой начальства, личными обидами, урезанием зарплаты или отсутствием карьерного роста. И неважно, кому мстят – конкретному лицу или целой компании. Такого работника уже не исправить, и выход один – увольнение.

На втором месте в списке причин – восприятие ценности, как своей собственной. Для примера - кража клиентской базы ее же разработчиком. Доказывать, что база является собственностью компании, зачастую не имеет смысла. Работник вряд ли поймет, что он делал базу в рабочее время, и за это компания уже заплатила ему. Поэтому проще - расстаться с нарушителем поскорее.

Иногда мотивом воровства становятся долги, оплаты кредитов, лечения родственников или даже благие намерения. Но случаи появления современных «Деточкиных» крайне редки, а реальные причины краж гораздо прозаичнее.

Так что же делать компании с людскими пороками? Панацеи нет, но несколько рекомендаций смогут вам частично помочь:

  1. Принимая на работу сотрудника, изучите рекомендации с предыдущих мест работы, а по возможности свяжитесь с предыдущим начальством и узнайте качества потенциального сотрудника.
  2. Используйте специальные тесты, информирующие о скрытых предрасположенностях кандидата.
  3. Активно учувствуйте в жизни компании и коллектива. Это создает ощущение внимания и контроля со стороны начальства.
  4. Применяйте различные методы контроля материальных ценностей. Это позволит не только вести учет последних, но и послужит дополнительным фактором в ограничении потенциальных причин воровства.
  5. Выставляйте за дверь сотрудников, совершивших кражу. Качество их работы и должность не должны стать смягчающим обстоятельством. Не давайте лишний повод для сотрудников воровать, указывая при каких обстоятельствах это возможно.

Вспомните слова Ф.Бэкона: «Без удобного случая не было бы и вора». В данном случае только от вас зависит наличие таких случаев.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
© www.bisgid.ru

 
 
 

Метки к статье: персонал,  сотрудник,  воровство 

Постоянная ссылка на статью: http://bisgid.ru/uprav/personal/vor/
Распечатать
www.bisgid.ru