Сотовый телефон давно уже перешел в разряд демократичных товаров, доступных каждому гражданину. Тем не менее, спрос на «мобильники» по-прежнему высок благодаря постоянному обновлению моделей. Точки реализации и обслуживания телефонов растут, как грибы после обильного дождя. Сегодня кажется, что момент насыщения рынка уже наступил, а завтра ты замечаешь новый салон связи. Почему бы и вам не заняться этим бизнесом, пока «золотой мобильный дождь» еще не закончился?
Только в Москве около 3500 салонов торгуют мобильными телефонами и сервисными услугами. И только седьмая часть столичных салонов принадлежит пятерке «влиятельных игроков», располагающих развитыми торговыми сетями. Все остальные относятся к категории субдилеров. Это «маленькое открытие» развеивает масштабные слухи о невозможности выживания маленьких фирм на рынке мобильных продаж в мегаполисе. А ежегодные прогнозы продаж, предвещающие столице 5-миллионные объемы реализации, еще больше придадут оптимизма начинающим бизнесменам.
В провинции же поле деятельности «вспахано на самой поверхности». Поэтому региональный мобильный бизнес видится не менее прибыльным, чем столичный.
Не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы не смекнуть, что самый «прямой и протоптанный» путь к успеху в мобильном бизнесе – это покупка франшизы какой-нибудь крупной сети. Договор франчайзинга с солидной компанией несет массу преимуществ и уменьшает риск неудачи. Франчайзи гарантирован полный набор партнерских услуг от своего «старшего брата», начиная с помощи в подборе и оформлении помещения и заканчивая бухгалтерскими выкладками и обучением персонала по «накатанной» программе. Затраты на рекламу по франчайзинговой схеме делятся между дистрибьюторами и производителями товаров. Да и закупки самих товаров осуществляются обычно на льготных условиях, выхлопотанных у производителя компанией-дистрибьютором.
Стать франчайзи не столь просто. Сразу же забудьте о «серых» телефонах. Для франчайзера репутация компании превыше всего - надежность и интеллигентность будущего партнера выходит на первый план.
Жесткие требования со стороны оператора выдвигаются к помещению. Оно не должно располагаться близко к уже существующим точкам сети. Например, между салонами МТС регламентировано минимальное расстояние -
Документальное оформление деятельности франчайзер обычно берет на себя или, по крайней мере, оказывает существенную поддержку. Обычно он добивается получения добра на работу у компании-оператора. Его же налаженные связи помогают решить вопросы с районной управой, санстанцией и пожарниками.
При оформлении франшизы требований к посещаемости салона компания – франчайзер не выдвигает. Если салон расположен на пересечении людских потоков, то дневная норма в 300-500 человек будет легко выполнима.
Первоначальные инвестиции в салон, открытый самостоятельно и по франшизе, ощутимо отличаются. Для маленького независимого салона первый взнос составит не меньше 25000 долларов. В эту сумму входит полугодичная аренда, капремонт, оснащение помещения торговым оборудованием, кондиционерами, тепловой завесой, компьютерами и т.п. Ассортиментный ряд в этом случае будет насчитывать не более 10 моделей.
Для салона средних размеров на первоначальный оборот понадобится не меньше 75000 долларов, из которых на закупку товара уйдет 2/3. Этой суммы хватит на телефонную «линейку» из 30-40 моделей.
Когда на руках договор франшизы, будущему владельцу салона мобильной связи хватит на первых порах 25 тысяч. 10 тысяч пойдет на закупку оборудования, а оставшаяся сумма потратится на товар. Причем аналитический отдел компании-франчайзера выдаст точные варианты наиболее востребованных в данном районе моделей и порекомендует оптимальные объемы закупок.
К персоналу салона-франчайзи предъявляются довольно строгие требования. В учебном центре компании они обязаны пройти спецобучение. Помимо этого могут быть установлены корпоративные требования по внешнему виду. Продавец должен досконально знать товар и уметь общаться с покупателями. Все эти атрибуты в значительной степени влияют на количество продаж. А поскольку зарплата менеджера-продавца напрямую зависит от объемов продаж, то он сам будет заинтересован выполнять все правила, установленные компанией.
В раскладке источников прибыли на первом месте стоят бонусы от компаний-операторов за подключение новых абонентов. Они приносят более трети доходов. Немногим меньше салоны зарабатывают на продаже аксессуаров (около 30%). Телефонные карточки и интернет-карты приносят в общую копилку до 20% прибыли. И только около 15% приходится на продажу телефонов. При этом, наценка на телефоны в столице гораздо ниже региональной (19% против 30%). Рентабельность «ставшего на ноги» салона обычно приближается к 20%. Смелые прогнозисты уверяют о выходе на самоокупаемость через год продуктивной работы.
Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
© www.bisgid.ru